25 ноября 2017
Вот уже два года санитарная авиация помогает тяжелобольным приморцам получить своевременную и качественную медицинскую помощь. Неважно, в каком населенном пункте края живет гражданин и есть ли там специалисты и медицинское оборудование – вертолеты санитарной авиации оперативно доставят больного туда, где ему окажут всю необходимую медицинскую помощь.
С начала 2017 года работники санитарной авиации сделали более 180 вылетов, в ходе которых эвакуировали 187 человек.
Санитарная авиация позволяет сократить время пребывания пациента в пути и тем самым соблюсти правило «золотого часа», когда оказанная медицинская помощь имеет максимальный положительный эффект.
«Северный» и «южный» на связи. Но так было не всегда
Еще несколько лет назад для перевозки больных в Приморье использовались арендованные вертолеты. Это требовало больших средств на оплату летных часов, а также затрудняло скорость реакции на чрезвычайную ситуацию. По воспоминаниям врачей Территориального центра медицины катастроф в Приморье, на согласование борта могло уходить до шести часов. Это вынужденное промедление могло стоить пациенту жизни.
Расходы и время реагирования удалось существенно сократить, когда на помощь медикам стала приходить собственная авиация. Она представлена в Приморье двумя санитарными вертолетами марки EurocopterAS-350B3e, приобретенными в рамках государственной программы «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2013-2020 гг.
Специалисты называют их «южным» и «северным» бортами. «Южный» отправляется на задания из аэропорта «Озерные ключи», «северный» базируется в аэропорту поселка Кавалерово и обслуживает самые удаленные муниципальные образования Приморья. Благодаря дислокации вертолетов по двум направлениям транспортировка больных из отдаленных районов края, на которую раньше уходил целый световой день, сейчас занимает порядка двух часов. Например, сложного больного из Пластуна вертолет может оперативно доставить в больницы Дальнегорска, Кавалерово или Дальнереченска.
Вертолеты способны подниматься на высоту до 7 тысяч метров, развивать скорость свыше 240 километров в час, без дозаправки пролететь с одного конца края в другой. Одно из главных преимуществ вертолетов – "лыжные" шасси, позволяющие сесть практически на любую площадку.
По данным статистики, в настоящее время количество летных часов у приморской санавиации составляет порядка 600 в год. А раньше летали не более 60 часов. Врачам медицины катастроф приходилось приспосабливаться к условиям и забирать на вертолете сразу нескольких больных из расположенных рядом населенных пунктов. Один-два дня больных консультировали, стабилизировали их состояние в лечебном учреждении, а уже потом отвозили для дальнейшего лечения. Сейчас два пациента в вертолете – редкость, это возможно в случае транспортировки взрослого и ребенка. Современные вертолеты приспособлены под одного пациента, а частота вылетов составляет 3-4 раза в неделю.
Если в 2016 году санитарная авиация осуществила 110 вылетов, то в 2017 году их число увеличилось в полтора раза. При этом число эвакуированных граждан по сравнению с прошлым годом возросло на 70 человек. Лидерами по количеству доставленных пациентов в 2017 году стали Приморская краевая клиническая больница №1, Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства, «тысячекоечная» больница, Краевая клиническая больница №2, Краевая детская клиническая больница №1. Периодически «винтокрылые скорые» доставляли своих пациентов в Перинатальный центр Приморья.
Одно из главных преимуществ вертолетов – "лыжные" шасси, позволяющие сесть практически на любую площадку
Сотрудники Центра медицины катастроф говорят, что готовы вылететь к пациенту при первой необходимости. Время реагирования и готовности вертолета в Приморье, как по всей стране, составляет 40-60 минут. После чего все зависит от погодных условий, природной доступности и места расположения населенного пункта.
«Мы никогда не отказываемся транспортировать больного, если это необходимо для его лечения. Для нас совершенно не важно, в какой точке края пациент находится и каков его социальный статус. Мы решаем вопрос «ехать или не ехать», руководствуясь исключительно состоянием больного», – отмечают специалисты центра.
Немаловажным моментом, положительно сказавшимся на работе медиков, стало освобождение их от необходимости решать финансовые вопросы. Сегодня центр медицины катастроф занимается исключительно оказанием медицинской помощи. Задача медиков – заказать борт и эффективно доставить больного к месту дальнейшего лечения. Финансовые вопросы решают компания «Пластун-Авиа» и специалисты, которые разбираются в тонкостях этого дела.
Санавиация помогает улучшить демографию
Развитие санитарной авиации было объявлено в качестве одного из важных элементов по улучшению работы здравоохранения в Послании Президента РФ в декабре 2016 года. По словам Владимира Путина, с учетом географии огромных, порой труднодоступных территорий, России нужна хорошо оснащенная служба санитарной авиации.
В 2017 году программа развития санавиации охватила 34 региона страны, в том числе Сибирь и Дальний Восток. Единого подхода к организации санитарной авиации в России нет. Каждый регион реализует это направление согласно своим возможностям и специфике. В Москве, к примеру, у врачей есть возможность посадки вертолёта у НИИ Склифосовского, на МКАДЕ и у выходов метро. Это играет роль при возникновении чрезвычайных и нештатных ситуаций. Соседний с Приморьем Хабаровский край также участвует в программе, где в рамках реализации приоритетного проекта вылеты вертолетов для госпитализации пациентов по экстренным показаниям на 90% финансируются из федерального бюджета. Там работает дежурный вертолет, который стремится сразу вывести больного на лечение в краевой центр.
При том, что Приморье по развитию санавиации выглядит лидером на фоне многих других регионов, проект есть куда развивать. Увеличить эффективность санитарной авиации в Приморском крае можно, создав вертолетные площадки вблизи медицинских учреждений.
Вертолеты способны подниматься на высоту до 7 тысяч метров, развивать скорость свыше 240 километров в час, без дозаправки пролететь с одного конца края в другой
Кроме того, главный врач Территориального центра медицины катастроф в Приморье Александр Партин уверен, что подходить к созданию вертолетных площадок в муниципалитетах нужно с точки зрения их значимости для различных целей и необходимости использования разнонаправленными структурами. Доступные вертолетные площадки на территории муниципального образования – это и гостевая площадка, и площадка для чрезвычайных ситуаций и доставки экстренных грузов, и площадка для санитарной авиации и транспортировки больных.
Использование санитарной авиации способствует улучшению демографической ситуации в крае.
Одной из приоритетных стратегических национальных задач является снижение материнской и младенческой смертности на территории Российской Федерации. В крае кардинальный сдвиг в решении этой задачи произошел после ввода в эксплуатацию Приморского краевого перинатального центра 1 сентября 2014 года. Только за 2017 год в стенах учреждения появилось на свет 2350 новорожденных, из них 330 – с экстремально низкой и очень низкой массой тела.
Не всегда появление ребёнка на свет происходит без риска для жизни матери и новорожденного. По словам Татьяны Курлеевой, главного врача Приморского краевого перинатального центра, когда мама и малыш доставляются в медицинское учреждение в кратчайшее время, это дает большие положительные результаты для оказания помощи пациентам.
Благодаря работе перинатального центра и санитарной авиации за три года в Приморском крае достигнуто значительное снижение младенческой смертности. За последние десять месяцев 2017 года – в 2,2 раза.
Так что еще одна важная перспектива для развития улучшения качества медицинской помощи – строительство вертолетной площадки на базе перинатального центра Приморья.
Фото – Глеб Ильинский (Приморская газета)