28 августа 2018
Текст: Виталий Холоимов
Фото автора
Приморский край стал первым регионом, возродившим малую авиацию – реализация этой задачи была возложена на краевое государственное унитарное авиационное предприятие «Пластун-Авиа». Количество пассажиров, перевезенных по Приморью на самолетах, достигло 38 тысяч в год. Этот показатель планируется увеличить до 42 тысяч. Авиарейсы осуществляются из Владивостока в отдаленные города, села и поселки Приморского края – это Кавалерово, Терней, Пластун, Дальнегорск, Дальнереченск, Амгу и Единка, выполняется также рейс из Тернея в Светлую. За доступность и регулярное выполнение авиаперелетов пассажиры окрестили самолеты местных авиалиний DHC-6 «воздушными маршрутками». Благодаря субсидированию авиаперевозок из краевого бюджета стоимость авиабилета на данных маршрутах стала сопоставима поездке на автобусе. Взлет, посадку и обслуживание воздушных судов, а также пассажиров малой авиации обеспечивает КГУАП «Пластун-Авиа»,
которым руководит Виталий Витальевич Юшин. Его специалисты содержат взлетно-посадочные полосы, аэровокзалы и их инфраструктуру.
ПРЕОБРАЖЕНИЯ В ПРЕОБРАЖЕНИИ
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Помня об этой народной мудрости, корреспондент журнала «Окно в АТР» приобрел билет на
рейс Владивосток – Преображение. Традиционная процедура регистрации, досмотра – и я вместе с другими пассажирами отправился на взлетную полосу.
25 августа исполнилось ровно четыре года с момента поставки в Приморье первого канадского воздушного судна DHC-6, рассчитанного на 19 посадочных мест. Как и знаменитая «Аннушка», он может планировать и осуществлять безопасную посадку даже в непредвиденных ситуациях. Летный состав авиакомпании «Аврора», которой переданы в эксплуатацию воздушные суда, регулярно проходит тренировки по пилотированию самолета в разных условиях.
Прошедшие четыре года эксплуатации самолетов DHC-6 характеризуют высокую надежность этой летной техники.
– Время показало, что мы сделали правильный выбор типа воздушного судна, в чем большая заслуга администрации Приморского края, департамента транспорта и дорожного хозяйства, который курирует деятельность предприятия, – считает директор КГУАП «Пластун-Авиа» Виталий Витальевич Юшин. - самолет DHC-6 оказался практически идеальным вариантом для наших приморских условий. Своевременное техническое обслуживание, плановая замена частей воздушного судна и опыт пилотов являются гарантией его безопасной эксплуатации.
О том, насколько востребована малая авиация Приморья, нагляднее всего говорят посадочные места в самолете. Все они заполнены до отказа,
поэтому чтобы воспользоваться услугами авиакомпании «Аврора», обеспечивающей выполнение рейсов на местных авиалиниях, рекомендуется
заранее забронировать авиабилет. В салоне идеальная чистота, мягкие сиденья, работает кондиционер. Пока самолет выруливал на взлетную полосу, я завел разговор с рядом сидящей пассажиркой. Елена Петровна Грошева (так представилась женщина) – пенсионерка. Она рассказала, что в Преображение летит впервые. Целью ее поездки является отдых с дочкой, зятем и внуками.
– Дети поехали в Преображение автомобилем, – пояснила Елена Петровна. – Но дорога трудная, 6 часов езды, поэтому на семейном совете решили отправить меня самолетом, который летит туда всего 40 минут. В советские годы я пользовалась услугами малой авиации, летала на легендарном Ан-2, но для пассажиров этот самолет не очень удобный. Жесткие места, большой наклон салона. Здесь совсем другое дело. Комфортно, уютно. Я взяла с собой фотоаппарат, чтобы через иллюминатор запечатлеть красивую панораму.
ПРОЛЕТАЯ НАД ОСТРОВОМ ПЕТРОВА
Короткий взлет – и самолет стремительно взмыл в небо. Набрав высоту, командир экипажа Александр Авдосеев направил воздушное судно в сторону Преображения. Внизу замаячили сопки, речушки на фоне бесконечного простора приморской тайги…
Краткая справка. Бухта Преображения, в честь которой был назван поселок, была открыта 19 августа 1860 года – в день православного праздника Преображения Господня. Основан в начале XX в. Сегодня Преображение – это посёлок городского типа в Лазовском районе Приморского края. Расстояние до Владивостока по автодороге – 315 км, по морю – 195 км. Основная отрасль реального сектора экономики поселения – рыбная промышленность. Градообразующее предприятие – ПАО «Преображенская база тралового флота». Сегодня в Преображении проживает 6836 чел.
По сравнению с большой авиацией, у малой есть одно неоспоримое преимущество. Воздушное судно осуществляет полет на сравнительно небольшой высоте, 3000 метров. В результате непродолжительный полет превращается в единый полнометражный фильм о красотах природы. Особенно впечатляющим было завершение рейса на Преображение.
Внизу замаячил знаменитый остров Петрова, огромная песчаная косавдоль берега, рыбопромышленные суда и сооружения Преображенской базы тралового флота. Словами всю эту красоту и не передать. Надо видеть…
Когда шасси самолета мягко коснулось посадочной полосы, в салоне раздались аплодисменты пассажиров в адрес экипажа за комфортно выполненный полет. Через несколько минут мы оказались на взлетной полосе, щедро залитой ярким августовским солнцем. Впереди замаячило здание аэровокзала. Меня встретил начальник посадочной площадки Артем Викторович Кузнецов. Поздоровавшись, мы вслед за пассажирами отправились в сторону аэровокзала.
Здание аэровокзала совершенно новое, построенное всего два года тому назад. Там находится диспетчерская, зал регистрации и зал ожидания рейса, есть даже комната матери и ребенка. Предусмотрена система кондиционирования, зимой аэровокзал обогревается с помощью электрического отопления.
– Все новое, поэтому наша основная задача – поддержка здания аэровокзала и взлетной полосы в рабочем состоянии, с целью обеспечения комфортного обслуживания пассажиров, – коротко пояснил начальник посадочной площадки.
Сам Артем Викторович родом из Дальнегорска. Однажды приехал в Преображение на рыбный промысел, да так здесь и остался. Работал автомехаником, а когда предложили возглавить новый аэропорт, дал согласие.
ПОТОМСТВЕННЫЙ ДИСПЕТЧЕР
В советскую эпоху, когда все радиотехническое оборудование было ламповое, в диспетчерской было тесно от громоздких передатчиков. Сегодня
компактный передатчик и компьютер умещаются на одном столе. Как рассказала диспетчер посадочной площадки «Преображение» Наталья
Викторовна Макушкина, ее работа заключается в обслуживании воздушных судов, обеспечение встреч и отправлений рейсов на посадочной площадке. Кроме этого каждые 30 минут она передает метеосводки для оперативного принятия решения командиром, выполняющим пассажирский рейс.
Наталья Викторовна – старейший работник авиапредприятия, потомственный диспетчер.
– В 1962 году мои родители открывали аэропорт «Преображение», – вспоминает она. – Отец Виктор Иванович Калякин руководил аэропортом,
мама Галина Васильевна работала радистом. Я пошла по стопам родителей, освоив профессию диспетчер местных воздушных линий. В прошлые годы мы обслуживали самолеты Ан-2, вертикальный взлет вертолетов всех типов, начиная от Ми-2, заканчивая Ми-8. Помимо этого обслуживали корабельную авиацию
Преображенского тралового флота. Но затем в стране начались реформы, в результате которых в октябре 1993 года был закрыт аэропорт Преображение. Потом целых 23 года к нам не летали самолеты и вертолеты малой авиации. Возобновились они благодаря градообразующему
предприятию ПБТФ, направившему средства на строительство новой посадочной площадки. В результате совместной работы КГУАП «Пластун-
Авиа» и ПБТФ в Преображении появилось современное, уютное здание аэровокзала. Услугами посадочной полосы пользуются местные жители,
работники ПБТФ, отдыхающие туристы, которых привлекает уникальная природа нашей бухты, живописные острова. Особенно все стремятся
попасть на остров Петрова, где находится реликтовая тисовая роща. Там растут деревья, возраст которых достигает 600-800 лет.
У Натальи Викторовны крепкая дружная семья. Супруг Геннадий Иванович и сын Василий по образованию судоводители. Глава семьи долгое время трудился капитаном в ПБТФ, сегодня работает в службе мореплавания этого предприятия. Дочь Анна закончила Хабаровский медицинский
университет, получив специальность провизора. Возвращаясь домой из Владивостока, домочадцы знают, что из окна второго этажа аэровокзала их выглядывает мама, диспетчер КГУАП «Пластун-Авиа» Наталья Викторовна Макушкина, и с нетерпением ждут встречи на родной преображенской земле.
На обратном пути из Преображения во Владивосток моей попутчицей стала пассажирка Екатерина Попова, работающая во Владивостоке менеджером-дизайнером.
– Мы вместе сыном ездили в гости к бабушке на автобусе, – пояснила она. – Утомившись от длинного восьмичасового пути, решили обратно вернуться на самолете. Привлекло то, что цены за авиабилет практически такие же, как на автобус. Отдохнули в Преображении замечательно, много купались в теплом море.
Помимо Преображения в рамках развития авиационной инфраструктуры «Пластун-Авиа» в прошлом году построил новое служебно-пассажирское здание в поселке Светлая. Такое же удобное и комфортное.
КАВАЛЕРОВО: АЭРОВОКЗАЛ ПЛЮС ГОСТИНИЦА
Следующим пунктом моей командировки стал поселок городского типа Кавалерово. Туда самолет из Владивостока летит чуть дольше, чем в Преображение – один час десять минут. Но время полета пролетело незаметно.
Директор КГУАП «Пластун-Авиа» В. В. Юшин рассказывал нашему журналу о том, что в старом здании аэровокзала Кавалерово был проведен капитальный ремонт. В октябре 2016 года обновленный аэровокзал открыл свои двери. Скажу сразу: то, что я увидел, превзошло все ожидания. Над преобразившимся аэровокзалом хорошо поработали не только строители, но и дизайнеры. Как рассказал начальник посадочной площадки Кавалерово Александр Ильич Фалеев, в процессе модернизации был создан современный гостиничный комплекс, обустроена комната матери и ребенка.
Краткая справка: Кавалерово – посёлок городского типа, административный центр Кавалеровского района Приморского края. Название получил в память о поселенце, кавалере Георгиевского креста Фёдоре Пополитове. Связан автомобильными дорогами с городами Дальнегорском, Арсеньевом, и посёлком Ольга. Экономика района в советский период определялась деятельностью градообразующего предприятия – Хрустальненского горно-обогатительного комбината, который вёл добычу и обогащение оловянной руды. Современная экономика района в целом дотационная, определяется лесозаготовительной деятельностью. Общая численность жителей Кавалерово насчитывает более 14 тысяч человек.
В гостинице аэровокзала нас встретила администратор Оксана Никулина. Она рассказала, что к услугам гостей предоставляются пять номеров, причем один из них – «люкс».
– В любое время приезжий пассажир может у нас остановиться и комфортно отдохнуть, – пояснила она, – О качестве обслуживания можно судить по многочисленным положительным отзывам, которые оставили пассажиры. Мы стараемся держать марку нашей небольшой, но такой нужной для поселка и аэровокзала гостиницы.
Рассматривая комфортные номера, я невольно поймал себя на мысли, что гостиница аэровокзала Кавалерово вполне может дать фору некоторым своим собратьям в столице Приморского края – настолько все сделано стильно и со вкусом.
ВЕДЬ МОЖЕМ, ЕСЛИ ЗАХОТИМ...
Очень приятно порадовал своей отделкой и дизайном зал регистрации и ожидания пассажиров кавалеровского аэровокзала. На центральной стойке большими буквами по кругу написано: КГУАП «Пластун-авиа» – название предприятия, которое создало всю эту красоту. Глядя на все, так и хочется сказать: «Ведь можем, если захотим»! После аэровокзала начальник посадочной площадки показал мне огромный ангар, где располагается вертолет санитарной авиации Приморья, а также заправку для авиационной техники. Все новое, недавно построенное нашим предприятием. Пока шла регистрация пассажиров рейса по маршруту Кавалерово-Владивосток, техник Денис Вислов произвел заправку воздушного судна авиационным керосином.
– В планах реконструкция перрона перед аэровокзалом и взлетной полосы, – сказал мне на прощание Александр Ильич. – С материалом проблем не будет, в Кавалерово есть свой асфальто-бетонный завод.
С возрождением малой авиации и проведенным ремонтом аэровокзала у жителей Кавалерово появился выбор – ехать автобусом 10 часов или
лететь на самолете 1 час 10 минут. Большинство, как правило, выбирают второй вариант.
НОВЫЙ АЭРОВОКЗАЛ В ТЕРНЕЕ
Три месяца тому назад в интервью нашему журналу Виталий Витальевич Юшин рассказал, что идет согласование инвестиционного проекта для
поставки модульного здания аэровокзала в поселок Терней. Проведенная экспертиза старого здания показала, что эксплуатировать его больше
нельзя, так как оно имеет большой износ. Поэтому было принято решение возвести новое. Как обстоят дела со строительством сегодня?
- Возведение нового здания аэровокзала в поселке Терней полностью завершено, – сообщил руководитель «Пластун-Авиа». – 1 сентября, в преддверии IV Восточного экономического форума собираемся его сдавать в эксплуатацию. Учитывая, что Терней является узловой посадочной площадкой, которая связывает воздушным сообщением северные территории с краевым центром, зону ожидания пассажиров аэровокзала увеличили на 30%. Внутренняя отделка полностью завершена, сейчас идет монтаж сетей – электрических и тепловых, системы кондиционирования воздуха. Приобретены и доставлены кресла для пассажиров, оборудование для комнаты матери и ребенка, мебель и необходимая оргтехника для персонала. В рамках программы транспортного развития Приморского края существует целый перечень посадочных площадок, которые планируются к восстановлению или созданию. На перспективу до конца 2021 года в крае должно появиться 22 единицы. Сейчас их уже 15, то есть больше половины мы создали, но останавливаться на достигнутом нельзя. Хорошо, когда реализуются планы по развитию Приморского края, созданию новых рабочих мест, современному и качественному обслуживаю населения и гостей нашего Дальневосточного региона.